Фестиваль гражданского общества «Добрые люди»

Волонтеры в помощь инвалидам: лайфхаки

На фестивале «Добрые люди» рассказали, как правильно помогать инвалидам

В День добровольчества фестиваля «Добрые люди» прошел мастер-класс
«Волонтерство “Абилимпикс”», на котором участники узнали основные правила
помощи инвалидам.

В 2014 году Россия присоединилась к международному движению «Абилимпикс».
Его цель — проведение конкурсов профессионального мастерства для людей с
инвалидностью. Для помощи в проведении чемпионата были привлечены
волонтеры. Со временем это взаимодействие переросло в настоящее движение
«Волонтерство “Абилимпикс”», которое охватило 85 регионов страны. В этом году на
1000 участников чемпионата пришлось 450 волонтеров.

«Волонтерство “Абилимпикс”» объединило всю страну, — говорит Наталья
Починок, председатель Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым
отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов. — Мы
завершаем этот год с рекордными достижениями. Наши волонтеры объединились
на базе крупнейших вузов в регионах. Волонтеры в “Абилимпиксе” получают
важные навыки и качества, например, как правильно, корректно, вежливо общаться
с людьми с инвалидами, которые необходимы не только для проведения
чемпионата, но и в повседневной жизни».

Основная задача волонтера — помощь физическая и моральная. Однако нужно знать
несколько важных правил о том, как это сделать тактично и не навредить.

Советы по работе с инвалидами-колясочниками дал Виктор Счастливый,
специалист по связям с общественностью организации «Сильные активные
молодые инвалиды».

«У каждого инвалида все индивидуально. Но мы все чувствуем тепло и заботу, если
она проявляется. Люди с инвалидностью бывают замкнуты. Им не хватает
дружеской составляющей. Когда мы контактируем, то важно понимать, что

волонтер — это не обслуживающий персонал. Если человек что-то может сам
делать, то нужно ему позволить это делать. Помощь должна быть по запросу. Если
все идет как надо и человек может сам продвигаться, то надо ему позволить это.
Инвалидная коляска — это личное пространство. Некоторым молодым людям
неудобно, если их возят девушки», — сказал он.

По словам Виктора Счастливого,помощь колясочнику должна быть организована
так: сначала нужно познакомиться и спросить, нужна ли помощь. Если помощь
нужна, то обязательно нужно уточнить, как именно волонтер может помочь.

«Нужно понимать, как помогать. А то часто бывает так, что меня тащат — и я падаю.
Либо у коляски что-то отваливается по дороге. Иногда нас просто роняют», —
говорит он.

Для демонстрации Виктор попросил двух участников из зала — юношу и девушку —
помочь ему спуститься со ступеньки сцены и подняться. Девушке он показал более
легкий способ обращения с колясочником, юноше — потяжелее, но зато быстрый.

Дмитрий Алексеевских,представитель Всероссийского общества глухих, рассказал
о том, как наладить коммуникацию с глухими людьми.

«Не удивляйтесь, что с глухим человеком трудно наладить коммуникацию. Ему
тяжело говорить. Когда человек теряет слух, то следом идут и другие нарушения. Но
никогда не называйте человека глухонемым — это оскорбление. Не бойтесь
инвалида по слуху — он такой же человек, как и другие. Они сами боятся
окружающий мир, потому что есть преграда в виде коммуникации. Надо рушить эту
преграду. На чемпионате “Абилимпикс” было много людей, мы терялись, и нам было
очень приятно, когда к нам подбегали волонтеры и помогали быстро найти ту или
иную площадку».

Чтобы понять, как общаться с инвалидом по слуху, Дмитрий предложил залу
сыграть в психологическую игру. Представить, что девушка в аэропорту прошла
контроль, вышла за стеклянную перегородку и вдруг вспомнила, что она забыла
выключить утюг дома. Она оборачивается к юноше, который ее провожает, и через

перегородку только жестами пытается объяснить, что произошло. Участники
мастер-класса справились с этой задачей не сразу.

«Глухие или слабослышащие люди хорошо понимают бытовой язык жестов, —
объясняет Дмитрий Алексеевских. — Если же вам нужно привлечь их внимание к
вам, а человек на вас не смотрит, то можно топнуть ногой — мы очень хорошо
реагируем на вибрации. Главное — не кричите. Когда вы кричите, у вас становится
лицо злым, и глухой человек не понимает, почему вы на него сердитесь и что он
сделал такого плохого».

Участники мастер-класса также узнали, как правильно вести себя с инвалидами по
зрению: их, например, нельзя брать за руку, а нужно только предлагать ее. Иначе
человек теряет контроль над ситуацией.